Декабрьским днём на реке Белой

В начале третьей декады декабря  - самые короткие зимние дни. Стоит ясная погода и крепкий мороз за минус 25. Снега в лесу не более 30-40 сантиметров, а на бельском льду его высота составляет всего 5-10 сантиметров. Птиц не слышно, и даже вездесущих воронов не видно. Только кое-где в уреме попискивают большие синицы и ополовники. Зимнее солнце стоит низко, и освещает лишь верхушки высоких бельских скал с заиндевевшими деревьями.

Дымится полынья в устье реки Шульган, что вытекает из Каповой пещеры. Слышен голос постоянной жительницы этих мест – оляпки. А вот и она пролетела, со своим скрежешущим тревожным криком. В устье реки Кульюрт-тамак замёрз маленький водопад, вытекающий здесь в реку Белую. На крутом правом берегу вскоре по нашему маршруту заповедная территория заканчивается. Дальше, за поворотом – урочище Аксыир. И здесь на краю дымящейся полыньи сидит оляпка. На широком русле Белой не так уж и много мест, где зимой есть полыньи. И возле открытой воды всегда кипит жизнь. Здесь ныряют в воду оляпки и норка, иногда  можно встретить и следы выдры. Пробегает, промышляя, по льду лисица. В том числе и проверяя места рыбаков – нет ли чего поесть? Да и норка, бывает, безбоязненно подбегает к лункам, иногда похищая пойманный улов. Ниже Аксыира по льду на левый берег прошли группы лосей в 3 и 2 особи: видны старые следы. Миграция лосей началась давно, еще в начале декабря, когда выпал 30-сантиметровый снежный покров. Звери не торопились уходить с реки: бродили по льду туда-сюда.

 На солнце не так уж и холодно, но стоит зайти в глубокую синюю тень громоздящихся по берегам скал, становится по-настоящему зябко. Снег на льду сыпучий и рассекается лыжами с тихим шорохом. Эпоха прогресса: всюду следы снегоходов, людей и собак. Лет 20 назад здесь проезжали на санях лишь местные жители за сеном да порыбачить. Сейчас все обзавелись техникой, и лёд на протяжении многих километров сильно истоптан. Впрочем, люди нам по пути по руслу Белой не встретились. Рыбы здесь в реке зимой всегда было немного, а теперь и подавно. Из-за строительства Юмагузинского водохранилища природный баланс в горной части реки Белой оказался нарушенным. Сезонные миграции ихтиофауны вверх и вниз по руслу затруднены, в том числе из-за массового браконьерства в ложе водохранилища. Кто там только не промышляет с сетями!

Но вот снова поворот реки. Подходим к очередным величественным природным декорациям. Скоро урочище Байсалян, и впереди – могучая ровная стена высоких скал, преграждающих дорогу. Здесь река делает крутой поворот вправо. Выше Байсаляна замечаем на льду следы лосей, пересекающие реку. Группы из 5 и 3 особей, а рядом – следы одиночной косули в том же направлении. В этом году косули мигрируют по тем же путям, что и лоси. А возможно, и следуют за ними. Так безопаснее. В одиночку мигрировать у копытных могут только взрослые сильные самцы. А вот и след одиночного волка. Он не торопясь шёл по старому снегоходному следу. Да, следов потенциальной добычи много, но одиночному зверю по зубам разве что заяц да мыши, или падаль. По левому пологому берегу, среди высоких сухих былок тростника, видны крошечные извилистые тропы микромаммалий. Это наследили полёвки, бурозубки и мыши. Их следов здесь больше, чем в лесу. Значит, будет чем поживиться лисице и норке. А вот и следы охотящейся за грызунами норки, единственный её след на нашем пути. Недалеко и полынья. По берегам Белой в норах живут и бобры, но в такую стужу следов их деятельности нигде не видно.

Урочище Коровушка, где вода летом шумит и стремительно течет, упираясь в гладкие скалы на левом берегу. Зимой полынья на Коровушке никогда не замерзает. И здесь сверчит вездесущая оляпка. За клубами пара, исходящего от воды, сфотографировать её невозможно. При нашем приближении оляпка предусмотрительно улетает. Солнце чуть-чуть поднялось, но теплее не становится. Вдали показываются величественные, освещённые солнцем утёсы. Это Антонова скала со своей знаменитой пещерой. А с крутого правого берега опять через реку тянется цепочка следов. Ещё одна одиночная косуля. Ниже Антоновой скалы плёс долго не замерзал, и на нём нет снега, только гладкий тёмный лёд на протяжении нескольких сот метров, с чудесными снежными кристаллами. И здесь, под горой Туйбага, курится новая полынья. Вот где на коньках кататься! Первые дома деревни Кутаново на правом берегу. За  поворотом реки, на деревенской улице,  дым столбом из печных труб. Холодно! Следов зверей уже не видно. Здесь царство человека. Итак, пройдено 12 километров по заснеженной Белой. Как всегда, мы увидели много красивых пейзажей и интересных эпизодов из жизни зверей.

Автор статьи

Бакалова Марина Викторовна

Ведущий научный сотрудник, кандидат биологических наук.
Специальность –
биология, физиология человека и животных.
Окончила Башкирский государственный университет в 1986г.
В заповеднике «Шульган-Таш» работает с 1997 г.

Другие новости