Раннее лето. Учёты птиц и насекомых

В начале июня берёт старт феносезон раннего лета. А начинается он с цветения шиповника – розы майской. В первой декаде июня в заповеднике проходят маршрутные учёты птиц и редких насекомых – пчелы-плотника и бабочки мнемозины, занесённых в Красную книгу Башкортостана, и, увы, планирующихся к исключению из новой редакции Красной книги России.

Учёты проводятся традиционно в двух точках заповедника – квартале 51 (урочище кордон Капова и гора Тирментау) и квартале 35 (урочище Куш-елгабаш). Если урочище Капова расположено в пойме реки Белой, то Куш-елгабаш находится в нагорной части, в зоне широколиственных и смешанных лесов. В кв.51 маршрут по учёту птиц протяжённостью 5, 5 километров затрагивает все биотопы заповедника. Маршрут по учёту птиц в Кушелгабаше используется не ежегодно. Он занимает 4 километра и начинается от деревни Гадельгареево и идёт в основном по горе Аккашка, по широколиственному лесу в кв.35 и 36, и только на последнем километре маршрута через уремные заросли на реке Куш-елге выходит на большую поляну Куш-елгабаш. Высокая мозаичность рельефа в районе Каповой пещеры обуславливает и большее разнообразие орнитофауны, по сравнению с более однородным ландшафтом маршрута в Кушелгабаше. В урочище Капова-Тирментау в этом году был зарегистрирован 41 вид птиц, а на маршруте Аккашка-Куш-елгабаш – 25 видов.

У многих пернатых уже появилось потомство. Громко кричат  в дуплах птенцы большого пёстрого дятла, в нагорном широколиственном лесу на Аккашке по лесной дороге бегают слётки дрозда рябинника и чёрного дрозда. На реке Шульганке у Каповой пещеры шум и крики: это два слётка оляпки бегают по берегу, перепрыгивают по камням в воде, трепеща крылышками, и с пронзительными криками требуют от родителей корма. На берегу Белой возле кордона в кустах слышно тихое кряканье утки-кряквы. Значит, и у неё птенцы, иначе она с шумом и криками взлетела бы с воды и улетела прочь, заслышав шаги человека. Ну, а на горе Тирментау, в широколиственном лесу, прямо из-под ног вспархивают слётки рябчика: в этой стайке их 6, не считая самки. Несмотря на крошечные размеры (меньше цыплёнка) и короткий хвост, они, смешно взмахивая крылышками, уже умеют взлетать на кусты. Самый любопытный из них не улетел, а кося глазом, уселся на ближайшую ветку, чтобы разглядеть человека.

Как всегда, самыми многочисленными на маршрутах оказались 2 вида - зяблик и дрозд-рябинник. В нагорном широколиственном лесу по Аккашке была выше плотность зяблика, садовой горихвостки, чёрного дрозда, мухоловки-пеструшки – исконно лесных видов. Порадовало присутствие на обоих маршрутах речного и обыкновенного сверчков, отмеченных в уремных зарослях по рекам Белая и Куш-елга. Первый вид исчез на несколько лет, и появился снова, а второй на маршрутах и вовсе не отмечался, хотя давно занесён в видовые списки заповедника предыдущими исследователями.

Ну а что же с нашими насекомыми? Сейчас в разгаре лёт многих красивых и интересных бабочек. Вылетели перламутровки латона и евфросина, шашечница аталия и диамина, боярышница, печальная краеглазка, сенница аркания, пеструшки сапфо и приручейная, луговая пестрянка и черноусая лжепестрянка, чёрная пяденица, лесная толстоголовка, голубянка арион. Продолжается лёт парусников подалирия и мнемозины, репейницы, а также крошечного бражника – жимолостной шмелевидки. В этом году шмелевидок необычайно много: на маленьком участке горной степи на цветках смолки липкой кормилось более десятка этих бабочек, похожих жужжанием и стремительностью на маленькие игрушечные самолёты, а также на крошечных колибри. Вот-вот вылетят из куколок самые крупные наши цикады – горные, а на лугах уже поют полевые сверчки. У мнемозины сейчас массовый лёт, и на большой поляне Куш-елгабаш её плотность оказалась в 2 раза выше, чем на горной степи на горе Тирментау. На учётной ленте на поляне Куш-елгабаш мы насчитали 28 особей, как и в прошлом году. Плотность составила 11 особей на гектар. Однако благодаря цветению смолки липкой на участке горной степи в Куш-елгабаше, её плотность здесь была выше, чем на двух предыдущих участках –поляне Куш-елгабаш и степи на Тирментау. Так что численность этой редкой бабочки в период массового лёта зависит в основном от наличия медоносных растений. Большие участки горной степи уже отцвели, и мнемозина перемещается туда, где есть цветущие растения. Как и в предыдущие годы, размеры этой бабочки меньше нормы, хотя она вылетела в обычные сроки – в третьей декаде мая. Впервые в период учётов, которые проводятся ежегодно в начале второй декады июня, было отмечено множество самок, уже отложивших яйца: об этом свидетельствует специфическое образование на конце брюшка, появляющееся после их откладки. Неблагоприятные тенденции развития, которые наблюдаются у этого вида (уменьшение размеров), могут привести к полному исчезновению мнемозины в заповеднике, да и по всей республике. Во многих частях своего ареала эта бабочка давно исчезла.

Из-за погодных условий раньше срока вылетел аполлон: на учётной площади на горной степи у кордона Капова было отмечено 6 особей. Уже не первый год из-за более раннего вылета аполлона встречаются на горной степи два парусника – аполлон и мнемозина. Из четырёх парусников, которые обитают в заповеднике, пока только мнемозина отреагировала на изменения климата уменьшением размеров. Аполлон, подалирий и махаон имеют обычные размеры. Первый вид отреагировал на изменения климата только более ранним вылетом имаго. В этом году и чёрные пяденицы имеют более мелкие размеры. Уже несколько лет меньше нормы наблюдаются размеры и у других бабочек – шашечниц, перламутровок, крапивницы. В Западной Европе учёные и общественность давно бьют тревогу: под влиянием глобальных изменений климата исчезают бабочки и дикие пчёлы. Вероятно, подобный сценарий ждёт и нашу фауну.

Краснокнижная пчела-плотник довольно обычна у нас в населённых пунктах, где она часто пытается загнездиться в деревянных постройках. Кажется, что численность плотника велика. Но это не так. На лугах, и тем более в лесу она встречается редко. Это редкий вид-опылитель, украшающий природу и приносящий немалую пользу. Одновременно и на тех же площадках и учётных лентах вместе с учётами бабочек в заповеднике проводится и учёт пчелы-плотника. Полёт у неё стремительный, в поисках медоносов и пыльценосов, а также мест для гнездования, она быстро проносится по лугу или лесу. И вкусы у неё определённые: тяжёлая и крупная пчела может сесть не на всякий цветок, а длинный хоботок идеально приспособлен в основном для добычи нектара из растений семейства бобовых, сложноцветных и некоторых других. Пчела-плотник плохо переносит как сильную жару, так и внезапные похолодания, приводящие к гибели взрослых особей. Поэтому нынешние изменения климата, с резкими перепадами температур, крайне неблагоприятны для неё. В этом году пчела-плотник во время учётов была отмечена только на поляне Куш-елга-баш (4 особи), но это свидетельствует лишь об её высокой избирательности по отношению к кормовым ресурсам. По данным наблюдений по заповеднику, и в населённых пунктах на сопредельной территории, её  численность пока стабильна и не вызывает опасений.

Автор статьи

Бакалова Марина Викторовна

Ведущий научный сотрудник, кандидат биологических наук.
Специальность –
биология, физиология человека и животных.
Окончила Башкирский государственный университет в 1986г.
В заповеднике «Шульган-Таш» работает с 1997 г.

Другие новости