Отчет о происшествии 16 марта 2019 года в пещере Шульган-Таш (Каповой)

16 марта 2019 при ознакомительном погружении в пещеру-источник Шульган-Таш погиб дайвер Максим П. ЧП произошло на втором погружении, на глубине 6-8 метров, на удалении от пяти до восьми метров от входа в пещеру.

На этот день были запланированы исследовательские погружения двойки Рунков-Козионов (оба погружались на CCR), которым надо было проверить потенциально-интересные для дальнейшего прохождения места на глубине 45-55 метров. Остальные, менее опытные дайверы должны были совершить ознакомительное погружение в рамках своей квалификации (дайверы обучены до уровня фуллкейв) до глубины 30 метров, с донным временем порядка 5 минут, для знакомства с пещерой, по сплошному ходовику.

Первая двойка, при начале погружения, оставила стейдж с чистым кислородом на входе в пещеру, на глубине 6 метров, в качестве резерва.

На первом дайве в 12-00, первая двойка провела видеосъемку пещеры до глубины 55 метров и проверила запланированные места в пещере. Вторая тройка погрузилась до 27 метров, и ввиду ухудшившейся видимости, вышла на поверхность.

Ближе к вечеру двойка Максим П. и Сергей П. запланировали второе погружение, чтобы лучше посмотреть на пещеру. Время погружения должно было составить 20-25 минут, глубина до 30 метров, расстояние от входа – 80-90 метров. Газ – 32 найтрокс.

У Максима спарка 2х16, у Сергея – 2х15 и стейдж 11 литров.

В 18-00 оба дайвера вошли в воду, в 18-07 начали погружение. В 18-20 на поверхность всплыл Сергей, сказал, что потерял напарника, спросил, не выходил ли он. Получив отрицательный ответ, снова погрузился под воду. В 18-29 всплыл на поверхность с телом Максима, после чего трое оставшихся на берегу, в течении часа проводили реанимационные мероприятия (один из участников – действующий спасатель МЧС, руководил этими реанимационными мероприятиями).

Описание происходившего под водой со слов Сергея (капитана команды):

«После начала погружения я начал подтягивать ослабший ходовик во входном озере, Максим помогал – светил, поддерживал. Поправили ходовик и зашли в пещеру, я первый, Максим за мной. После входа обменялись сигналами ОК, я начал поправлять и подтягивать ослабший ходовик внутри пещеры, сразу после входной узости. Максим был позади меня, по мере возможности помогал мне светом. Мы дошли до стейджа, который оставили ребята на первом дайве, я закончил поправлять ходовик. Обменялись с Максимом сигналами, что продолжаем погружение, я пошел дальше в пещеру, он вслед за мной. Я дошел до перегиба, развернулся и начал погружаться. В этот момент понял, что не вижу света Максима. Я развернулся на выход и начал его искать, периодически закрывая свой фонарь. Не увидел ни его ни его света, подумал, что он вышел на поверхность, пошел туда. Наверху ребята сказали, что никто не выходил. Я снова зашел в пещеру, но, пока ходил туда-сюда видимость упала почти до нуля. Я начал искать от входа с помощью рук, одновременно идя вглубь пещеры. Дошел до перегиба и развернулся обратно. В районе стейджа я нащупал руку Максима. Он был головой в сторону выхода, в нейтральной плавучести, лицом вверх, маска на лице без воды, регулятора нет, на мои сигналы не реагировал. Я попытался дать ему мой регулятор, реакции не было. Тогда я начал транспортирование на выход. Когда дошли до входной узости, я сначал вылез туда сам, потом достал Максима. Поднял его на поверхность и передал находящимся там».

Александр Хижняк,

 

спасатель международного класса Уфимского ПСО МЧС России

Фото О. Менькова

Другие новости