Весна на Белой, или: на Белой – весна!

Ещё немного, и уйдёт последний лёд, зазеленеет лес, потому что заканчивается пёстрая весна, а на смену ей придёт зелёная. В этом году весна настигла нас внезапно: уже в последних числах февраля начались ежедневные оттепели, что привело к резкому таянию снежного покрова. Примерно на неделю раньше среднемноголетних сроков начался прилёт птиц. Уже в начале третьей декады марта прилетела зеленушка, зяблик, в конце месяца – горихвостка- чернушка, мохноногий сыч, в первых числах апреля – дрозд-деряба, белая трясогузка, зарянка. А что же насекомые? Конечно, в такую погоду они тоже проснулись чуть раньше положенного срока: в третьей декаде марта – бабочка крапивница, в начале апреля – лимонница. Примерно на неделю раньше ожили муравейники. Первая неделя апреля подарила и встречи с такими прекрасными бабочками как траурница, углокрыльница цэ-белое и нимфа эль-белое. Начали потихоньку оживать и растения: необычно рано распускаются серёжки у серой ольхи, почти на неделю раньше обычных сроков зацвела по берегам речек мать-и-мачеха, а на южных склонах гор 7 апреля уже цвёл гусиный лук низкий.

Природа преподносит сюрпризы. Сегодня, 9 апреля на улице  в полдень +17, но ночью был лёгкий заморозок. Река Белая очистилась ото льда, но ледохода никто так и не видел. Возможно, вот-вот лёд придёт издалека, с верховьев. Большая поляна в пойме Белой между двух деревень, разделённых рекой, уже без снега. На краю уремы, на верхушке дерева, самозабвенно поёт самец овсянки. Повсюду слышны песни зябликов – самой многочисленной весеннепоющей птички. В сухой траве на поляне переливчато щебечут и бегают в поисках корма рогатые жаворонки – рюмы, наши пролетные гости. Где-то за рекой, на лесистой вершине хребта, поёт дрозд-деряба. Вдали, на высоком осокоре чернеет большое гнездо. В прошлом году там решила загнездиться пара орлов-могильников, но куда там! Рядом дорога, много людей и автомашин. А место для этих птиц привлекательное – обширная поляна и пойма, где много корма. Попытки могильников завести птенцов на этом участке поймы Белой я наблюдаю по весне уже одиннадцатый год: прилетают, носят гнездовой материал куда-то на другой берег реки, на скалы, и на этом всё прекращается. И уже второй год они пытаются это сделать ещё ближе к человеку… Самка сидит в гнезде. Увидев нас, стоящих на середине поляны, метрах в 80 от дерева, улетает к самцу, сидящему неподалеку на сухом дереве. Наблюдаем, как с хриплым гарканьем самец топчет самку, после чего она улетает вниз, в урему. А он сидит и невозмутимо смотрит на нас. Поскорее уходим на берег реки, подальше от гнезда. Могильники очень чувствительны к беспокойству, и как явствует из научной литературы, бросают кладку при любом нарушении их покоя. Судя по поведению птиц, самка яйца еще не отложила. И вряд ли это произойдёт. Хозяйственная зона национального парка Башкирия. Окраина поляны, на которой ежегодно производят сельскохозяйственные работы. Оживлённая дорога в 100 метрах от гнезда. Очень жаль! А ведь птица редкая, занесённая в Красную книгу России и Башкортостана.

Возле правого скалистого берега Белой плавают большие крохали – три чёрно-белых, ярких самца и самка. А чуть дальше взлетает с воды пара крякв, затем – ещё одна. К тёплым скалам так и льнут бабочки – бесчисленные крапивницы и первая, замеченная в этом году, девичья весенница – маленькая пяденица с яркими рыже-чёрными задними крыльями. Примечательна весенница тем, что зимует у нее куколка, а не взрослая особь, как у других бабочек, тех, что мы видим весной. Так что это первая, вылупившаяся в этом году бабочка! Нравится мне шутка, прочитанная в интернете: «хорошая жизнь у гусеницы! Ешь-ешь-ешь, укутываешься. Спишь – спишь – спишь, просыпаешься – красавица!». Ну точно про весенницу! А гусеницы у неё питаются только молодыми, чуть распустившимися берёзовыми листьями. То есть наши весенницы сейчас отложат яйца, и к вылуплению из них гусениц, в мае, уже будет готов завтрак – нежные березовые листочки. Ну а потом – ешь. Укутываешься в кокон на полгода, и весной просыпаешься! Конечно, красавицей. Любителями нежных молодых листочков являются и майские жуки, вылезающие из своих земляных колыбелек аккурат на День победы, и с басовитым жужжанием летящие на зазеленевшие берёзы. В природе всё чётко и последовательно!

Но вернёмся к нашим наблюдениям. Дальше, под берегом, лежит свежесваленное бобром дерево. Эти звери из бельских стариц добрались и сюда. Далее, по берегу – ещё один нарушитель природного благолепия – американский клён. В пору аномального наводнения 1990 года, семена этого злостного интродуцента были унесены от белорецких прудов далеко вниз по течению. С тех пор клёны встречаются по берегам Белой не только на территории парка, но и заповедника, возле Каповой пещеры. Идём дальше. По берегу летают, гоняясь друг за другом, белые трясогузки. Их прилетело уже довольно много, видим не меньше пяти птиц. Много летает на высоком берегу и веснянок – насекомых, чьи личинки живут в воде. А взрослые особи появляются весной только для того, чтобы дать жизнь следующему поколению – спариться, отложить яйца и умереть через 3-4 недели.

Залезаем на ближайшую скалу. Отсюда открывается прекрасный вид на пойму Белой, и две её старицы, на которых любят останавливаться на отдых мигрирующие утки. Одна из стариц, верхняя, ещё во льду. Нижняя старица сплошь заросла травой. На верхней старице и живут бобры. И пока там стоит лёд, они отправляются на вольное течение, к берегам реки за кормом. На южном склоне горы тепло и тихо, слышно только пение птиц (а вот и первая в этом году песенка зарянки!) да кряканье невидимых уток на реке: тревожное - самки кряквы (точно как у домашней утки) и умиротворяющее, бархатное -  покрякивание самца. Ну, а крохали совсем молчаливы. Пугливые кряквы улетят куда подальше, а крохали останутся. Благодаря свой непугливости они научились жить рядом с людьми. Только предусмотрительно отплывают или улетают при приближении человека. А проезжающих по берегу автомобилей летних туристов совсем не боятся. Парочка живущих в этих скалах воронов совсем не рада присутствию людей в их владениях. Устав бесконечно кружиться возле, они уселись рядышком на верхушку скалы и недовольно каркают, косясь на нас чёрными глазами.

Пора спускаться, и идти домой – через берег, поляну и смешанный лес, где приятно пахнет смолой и поёт пеночка-весничка (первый раз в этом году!). На Белой – весна!  

 

Фото автора

Автор статьи

Бакалова Марина Викторовна

Ведущий научный сотрудник, кандидат биологических наук.
Специальность –
биология, физиология человека и животных.
Окончила Башкирский государственный университет в 1986г.
В заповеднике «Шульган-Таш» работает с 1997 г.

Другие новости