Фенологический маршрут  разрабатывается для сбора ботанических данных. На специально помеченных площадках («Березняк», «Сосняк», «Осинник» и др.) описываются фазы развития растений. Кроме того, ботаники фиксируют работу пчёл на медоносах, фитопатологии, оценивают обилие у плодоносящих растений.

Если ведёшь по маршруту команду школьников, важно объяснить им правила. К примеру,  ходить нужно друг за другом след в след, не топтать изучаемые ботаниками растения; стараться с максимальным вниманием наблюдать за всем вокруг.

1

Наш маршрут начинается с лесных площадок. Вот растение, которое опыляют муравьи – это копытень, его цветы прячутся в лесной подстилке. А вот красавица лилия. Раньше много её было в наших краях, а теперь встретишь редко. В белёсых листьях дуба прямо-таки кишат мелкие гусеницы минирующей моли, съедая всю зелёную часть листа.

4-очень мелкие гусеницы минирующей моли - злостные  вредители молодых и старых  дубов

На дороге мы встретили мёртвую гадюку. Очень много бабочек – среди них – краснокнижный подалирий.

Закончились лесные площадки, мы вышли на луг Балатукай. В лесу было прохладно, а тут жара. Зато можно похрустеть кислыми стеблями альпийского горца и сладковатыми побегами козлобородника, имеющими грушево-яблочный привкус.

Попив чаю с щавелевым пирогом на заповедной пасеке, мы возвращаемся: как всегда – уставшие, но довольные.

Ирина Рыбалова,

научный сотрудник заповедника