С 21 ноября по 3 декабря 2015 года в пещере Шульган-Таш (Каповой) работала международная исследовательская и реставрационная экспедиция, организованная ГУК Научно-производственный центр по охране недвижимых памятников культурного наследия Министерства культуры РБ при финансовой поддержке гранта Главы республики.

Координатором экспедиции являлся старейший исследователь Шульган-Таша и его древних рисунков Ю.С. Ляхницкий (вед.н.с. Всероссийского научно-исследовательского геологического института им. А.П. Карпинского, г. Санкт-Петербург).

Работы велись по двум основным направлениям. Исследователь из Инсбрукского университета Ю.В. Дублянский (Австрия) проводил отбор образцов для уран-ториевого датирования кальцитовых отложений, перекрывающих настенную живопись. Этот метод, основанный на анализе ряда радиоактивного распада природного урана, поможет надежно установить минимальный возраст рисунков. Для пещеры Шульган-Таш уран-ториевый метод впервые применялся Ю.В. Дублянским в 2013 году для датирования подстилающих и перекрывающих натечных кор композиции “Лошадки зала Хаоса” и подтвердил ее позднепалеолитический возраст (установлено, что рисунок был нанесен во временном интервале с 35 до 14,5 тыс. лет назад).

Вторая задача экспедиции состояла в отработке методик очистки древней живописи от современных загрязнителей (граффити, копоть, глиняные примазки и т.д.) и обучению им местных специалистов. Для этого был приглашен известный европейский реставратор-консерватор Эудаль Антон Гиямме (Княжество Андорра), специализирующийся на пещерных памятниках. Под его руководством группа молодых археологов ГУК НПЦ МК РБ провела очистку стен пещеры в верхней части Ступенчатой галереи, внизу Ближнего большого колодца и в зале Знаков. Со стороны заповедника «Шульган-Таш» в работах по очистке стен принимала участие О.Я. Червяцова.

Методики, практикуемые Э.А. Гиямме, направлены на удаление загрязнителей при минимальном воздействии на минеральные субстраты пещеры. Например, было установлено, что большинство угольных граффити 1930-90-х годов в зале Знаков хорошо удаляются при помощи мягкой кисточки и слабой струи воды из пульверизатора, а значит, радикальные методы (абразивы, химические средства) здесь нецелесообразны.

Наградой за усердие для участников очистки стало неожиданное открытие. Под очищенным слоем глины и современных граффити удалось обнаружить несколько не известных ранее реликтов палеолитических рисунков (геометрические знаки и зооморфные изображения), исследование и интерпретация которых ещё предстоит.

Следующий визит Э.А. Гиямме и продолжение работ по очистке стен и консервации древней живописи запланированы на май 2016 года.

DSC09443Гиямме за работой 

1-обр  Реликты древних рисунков

DSC09454 Древняя живопись была перекрыта слоем граффити и глины

DSC09450  Реликты древних рисунков

Ольга Червяцова