Как богат мир ребёнка, не важно младенец это, или подросток! Жажда к познанию у них одинаково велика. Подросток стремиться раскрыть в полной мере свой потенциал, узнать «Кто я в этом мире?» Согласно наблюдениям Марии Монтессори, талантливого итальянского педагога, для развития личности нужно лишь предоставить необходимую среду. Чтобы ребёнок познал Природу, ему нужно предоставить возможность её исследовать – лазить, покорять, изучать. Взрослому нужно лишь наблюдать, вовремя предоставляя необходимые знания.

Этой осенью мы провели игру «Рейнджеры» с ребятами 12-15 лет. «Рейнджер», – значит лесничий, защитник Природы, спасатель, проводник, тот, кто знает дорогу и может провести других. Целью этой игры было показать ребятам способы взаимодействия с Природой, привить и отработать некоторые навыки и просто полюбоваться пейзажами.

2-строим навесную переправу, чтобы перебраться через воображаемое ущелье                             Строим навесную переправу, чтобы перебраться через воображаемое ущелье                                                                                                                                                 Фото Ирина рыбалова

Мы поднялись по травянистому склону, прошли по вершине Каменной горы. Учась ориентироваться по карте и компасу и сверяясь с «лесными указателями» сторон света, мы дошли до «ущелья», где общими усилиями соорудили переправу, преодолевать которую нужно было с помощью настоящего альпинистского снаряжения. Под руководством опытного альпиниста Ильдара Гайнутдинова ребята учились вязать узлы, крепиться к тросам, работать со страховкой. Одной из задач нашей игры было научиться работать в группе, преодолевая препятствия одной командой. Это непросто, появляется ответственность за того, кто рядом, зачастую приходится останавливаться там, где хочется бежать, дожидаясь отстающих, и помогая тем, кто устал. Время пролетело незаметно, и заходящее солнце напомнило нам о том, что пора домой. На обратном пути мы думали о новых походах, делились впечатлениями о тех местах, которые хотелось бы исследовать.

5-вид с вершины                                                                                                     Вид с горы                                                                                                                                                                                                                        Фото Ирина Рыбалова

Ребятам не сиделось дома, и вот, спустя несколько дней, они снова отправились на поиски приключений. Даже обувь подобрали подходящую – скользкая подошва не годится. На вершине Каменной горы они нашли мелкие гроты, арки, сделали красивые фотоснимки. Природа того места удивительно красива, великолепный вид открывается с вершины. На обратном пути как будто специально ждала искателей приключений большая, величественная сова неясыть. Она показала свой фирменный трюк с поворотом головы и дала понять, что долго задерживаться около неё не стоит. Эта здоровенная птица поражает своим видом и неповторимой красотой! Но ведь это величие надо суметь увидеть.

4-небольшая арка на вершине Каменной горы - фото Виталик Рыбалов                                                                 Небольшая арка на вершине Каменной горы                                                                                                                                                                                      Фото Виталик Рыбалов

Ещё одна находка ждала ребят в их следующий поход по дороге на затон. На уже установившемся снежном покрове, прямо на тропинке они нашли совёнка, к сожалению, уже погибшего, предположительно отравившись мышью, наевшейся отравы в одном из деревенских погребов. Совёнка они решили убрать с тропы, аккуратно прислонив к ближайшему дереву.

6-найденный совёнок - фото Виталик Рыбалов                                                                                                  Найденный совенок                                                                                                                                                                                                       Фото Виталик Рыбалов

Радует такая внимательность ребят к Природе. Так, познавая новое, они становятся ближе к окружающему миру. Осознавая красоту и величие Природы, они учатся любить, беречь и хранить её, да ещё и взрослых учат!

Ирина Рыбалова,
научный сотрудник