С 4 по 9 августа 2015 года на территории комплексного биосферного резервата “Башкирский Урал” работала Первая православная исследовательская экспедиция, приуроченная к 50-летию открытия крупнейшей на Южном Урале пещеры Сумган и  25-летию создания МЧС России.

Яркая группа людей численностью более 40 человек, в составе которой оказались известный писатель Михаил Андреевич Чванов с четырьмя  коллегами по первому штурму Сумгана в 1965 году, сотрудники МЧС Республики Башкортостан, спонсоры из спортивно-охотничьего клуба “Рада”, православные священники, казаки, журналисты региональной телепрограммы «Следопыт», расположилась 4 августа напротив легендарной Антоновой пещеры. Сотрудники МЧС оборудовали навеску для проникновения в труднодоступный грот в 80-метровой отвесной скале на правобережье Белой в 3 км выше д.Кутаново Бурзянского района.

5 августа Преосвященный владыка, епископ Салаватский и Кумертауский Николай в присутствии жителей д. Иргизлы и  представителей духовенства и казачества провел молебен около строящейся на средства жителя Уфы М.Л.Ложкина православной часовни.

После полудня участники экспедиции на головокружительной высоте спустились на веревках в Антонову пещеру. В начале 60-х годов в Иргизлинской восьмилетней школе был богатый школьный музей, созданный местный учительницей К.В.Рыловой. В двух комнатах хранилось множество экспонатов, в том числе деревянный ворот для подъема грузов, лопата, старинные книги и монеты из Антоновой пещеры. С преобразованием школы в среднюю понадобились новые классы, уехала в Салават Клавдия Васильевна, стали меняться директора и школьный музей растащили. Не хотелось бы, чтобы история повторилась с новым музеем, недавно организованным в школе подвижником Азатом Гизитдиновичем Муллагуловым.

Штурм Антоновой пещеры

Легендарный отшельник Антон достоверно  жил в пещере во второй половине  ХVIII века. Академик И.И.Лепехин, посетивший пещеру 28 мая 1770 года, подробно описал жилище временно отсутствовавшего в тот день  “сумасшедшего” Антона. В гроте были три кельи из срубов и кирпичной кладки, очаг, колодец с водой, рукописные книги, монеты.

Двенадцатый по счету лесничий Вознесенского казенного лесничества Ф.П.Симон, работавший в Иргизлах в самом конце XIX века, в очерке “Уголок Белой (ниже Каповой пещеры)”, опубликованном в 1897 году, приводит воспоминания местного старика-башкира, лично видевшего в детстве пробиравшегося по почти отвесной скале в свое жилище отшельника. Он пишет: “Антон ходил всегда босиком, в холщевом платье, был добр, что и выражал, ссужая под небольшие проценты деньгами и хлебом нуждавшихся; русские считали его молитвенным человеком и обильно дарили, чем могли; в деле религии он поддерживался особых взглядов и в церковь не ходил. …Какая драма разыгралась при его кончине – неизвестно; равно неизвестно – лежат ли его кости в недоступной теперь пещере; унесены ли куда водой бурливой реки, либо он нашел смерть в глухом лесу;… умер ли он от руки охотника до его денег, или застигнутый в пещере грозой, оборвавшей камень (по которому пробирался в пещеру), умер голодной смертью, бросился ли в ужасе с высоты пещеры в воду или просто упал в нее, пытаясь пройти по разрушенному пути”. Воспоминания старика Симон мог записать в период с 1892 по 1896 год. В реальность этой истории можно поверить, если Антон прожил примерно до 1810 года, а старик, видимо из д.Кутаново, был 90-летним долгожителем.

Я в детстве в альбоме К.В.Рыловой из школьного музея прочел легенду. Якобы Антон был лесным стражем и уронил в вертикальную полость фуражку с кокардой. Из страха за наказание, он стал жить в пещере, которую обнаружил, пытаясь вызволить особо ценный головной убор. При Вознесенском частном медеплавильном заводе в Иргизлах могли служить стражники, но вряд ли потеря кокарды была столь страшна.

Это место притягивало людей и позднее. Рядом с Антоновой пещерой в начале 1920-х годов был хутор Канырка, откуда происходят некоторые иргизлинцы. Бабушка рассказывала, что на горе рядом с пещерой на заре советской власти скрывались беглые монахи (или иные священнослужители?), с которыми жестоко расправились местные бандиты. Они убили монаха Лаврентия, надругались над женщинами. В 1930-е годы охотники нашли большую заброшенную землянку монахов. Говорят, недавно какие-то туристы вынесли оттуда оклад от иконы, появилось название этого места “Убежище трех сестер”.

Пещера уже давно не принимала людей, да еще таких необычных: в рясах священников, казачьей форме, костюмах МЧС, с видеокамерой и квадрокоптером. В гроте также прошел молебен по безвестно сгинувшим за веру людям.

6 августа участники экспедиции на катерах МЧС,  автомобилях и багги  убыли двумя группами в Кутук-Сумганское урочище, что на территории национального парка “Башкирия” в Мелеузовском районе. Работники заповедника организовали сопровождение,  экскурсию к бортям и угощение диким медом.

Православная экспедиция в Максютово

Мы не имели возможности далее быть свидетелями славной работы    экспедиции, но от друзей знаем, что по прошествии полувека пятеро седовласых ветеранов спелеологии, когда-то штурмовавших Сумган, вновь проникли в эту карстовую пропасть с подземной рекой, где легко заблудиться. Был совершен молебен по погибшим спелеологам. В сентябре на БСТ выйдет специальная передача программы “Следопыт”. Побольше бы таких  позитивных людей и по-настоящему добрых дел.

 

Михаил Косарев,

директор заповедника “Шульган-Таш”

Фото Косарева М.Н.