ТОВАРНЫЙ ЗНАК

28 августа 2014 года государственный заповедник «Шульган-Таш» зарегистрировал в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания словесный товарный знак (знак обслуживания) ШУЛЬГАН-ТАШ. Товарный знак должен стать «лицом» учреждения, способствовать благоприятному впечатлению о нём и гарантировать заявленное качество наших товаров и услуг, способствуя популяризации заповедника.

В обиходе мы часто применяем такие слова, как «логотип», «товарный знак», «бренд». Но что они означают? «Бренд» используется в основном в торговом маркетинге, рассматривается шире, чем товарный знак. А «логотип» – это оригинальное графическое, текстовое, либо комбинированное изображение, часто с использованием необычных шрифтов. По сути дела, все эти слова являются синонимами, но только «товарный знак» является объектом интеллектуальной собственности, защита которого гарантируется нашим законодательством.

Товарный знак Шульган-Таш

«Trade mark» с английского переводится, как «торговая марка». Этот термин встречается в документах Всемирной организации интеллектуальной собственности. Если Вы обратили внимание, в некоторых российских продуктах для привлечения внимания к знаку используются символ «ТМ» (trade mark) и «М» – для знака обслуживания. Эти символы говорят о том, что на регистрацию данного товарного знака подана заявка. Если знак сопровождается маркировкой в виде латинской буквы R или ® – значит, товарный знак уже зарегистрирован, маркировка информирует потребителей товаров и других заинтересованных лиц о наличии правоохранных документов у правообладателя. При этом никто не вправе использовать такой товарный знак без разрешения правообладателя.

Зачем нужна регистрация товарного знака, предполагающая финансовые расходы и длительную процедуру от года до полутора лет? Да и деньги могут быть потрачены впустую, так как гарантий получения Свидетельства на этапе подачи заявки нет. Возможно и такое, что товарный знак уже зарегистрирован в реестре другой организацией. Что дает Свидетельство о регистрации товарного знака?

Во-первых, как уже было сказано, никто не вправе использовать товарный знак без разрешения правообладателя.

Во-вторых, обладатель прав на товарный знак имеет возможность защиты от лиц, нарушающих его права. Есть возможность прекратить незаконное использование товарного знака.

В-третьих, для больших компаний с разветвленной сетью филиалов товарный знак является еще и финансовым инструментом. Товарный знак можно продать, выдать за определенную плату лицензию на его использование третьим лицам, то есть он становится нематериальным активом.

За примерами неудобного для потребителей использования одинаковых названий далеко ходить не надо.

С прошлого года Министерство культуры Республики Башкортостан создает историко-археологический и ландшафтно-спелеологический музей-заповедник «Шульган-Таш». Он расположен рядом с территорией нашего природного заповедника «Шульган-Таш». Мы рады такому соседству, надеемся, что новое учреждение поможет лучше сохранить и разгрузить уникальную пещеру во время пиков посещения. Только вот многие посетители уже оказались в замешательстве: «Там заповедник «Шульган-Таш» и здесь заповедник «Шульган-Таш». Там музей про бортничество и здесь тоже музей про бортничество…». А режим-то посещения совершенно разный! Зачем дублировать уникальные названия? Предлагалось ведь назвать музей-заповедник очень поэтично: «Земля Урал-батыра», и звучит здорово!

Когда-то появился бальзам «Капова пещера», возникают предложения по другим алкогольным напиткам, гордо называемым «Шульган-Таш».

Чтобы этого не было, наше учреждение получило возможность пресекать такую стихийную деятельность Свидетельством на товарный знак.

 

Айтуган Хайбуллин,

сотрудник заповедника «Шульган-Таш»